Школа продлённого дня.
После смерти директора школы Ашухо Г.А. летом 1962 года, его пост занимает Риттер Виктор Петрович. Виктор Петрович - бывший ученик этой школы, а затем учитель и завуч, принял большое школьное хозяйство. В 1962 году Узункульская №1 8 - летняя школа выпустила своих первых восьмиклассников и стала единственной в области школой продлённого дня
В П Риттер.
В 1958 - 62 годах в школу прибывает новое поколение молодых учителей: Корнеева Мария Филипповна, Черная Александра Егоровна, Стусова Вера Ивановна, Гладилова Зинаида Александровна.
В 1966 году Узункульская семилетняя школа становится школой продленного дня. За пять лет пристроили столовую, пионерскую комнату, методкабинет. Во дворе школы появились географическая площадка, теплица, погреб для овощей и картофеля, гараж, цветник, пришкольный участок площадью 1 га, спортивные площадки.
Из выписки плана учебно – воспитательной работы Узункульской семилетней школы за 1971 год:
«Продолжить занятия по системе сдвоенных 35 – минутных уроков. Эти уроки позволяют добиваться более основательных знаний не за счет перегрузки учащихся домашними заданиями, а путем рациональной организации учебного процесса. Эта система позволяет организовать разнообразную самостоятельную и творческую работу, проводит различные практические и лабораторные занятия.
Сдвоенные уроки позволяют лучше использовать технические средства обучения, делают обязательными систематическое обобщение и повторение материала, а также дают большие возможности для индивидуальной работы с учащимися, т.к. учитель быстрее получает обратную информацию, наблюдая за работой детей.
Освобождается больше времени для внеклассной образовательной и воспитательной работы.
Все указанное и другие преимущества оправдывают наш выбор.»
«Прежде чем перейти на новую систему занятий, делегация учителей во главе с директором В.П. Риттером ездила перенимать опыт сельских школ Московской и Тульской областей. Одним из авторов этой модели был Гранкин П. С.
Вот уже второй год школа работает по- новому. Пока она называется экспериментальной. Но уже сейчас видны все преимущества новой системы. Прежде всего, естественно, учеба, работа. На главные предметы дается семьдесят минут вместо сорока пяти. После 35 минут урока ребята уходят на короткий перерыв, а затем занятия продолжаются. В старших классах проводятся по три таких урока в день, а в младших по два урока. Домашних заданий по основным предметам не задается. Материал полностью усваивается на уроке и тут же закрепляется. Задания на дом получали только по литературе и иностранному языку. Это, естественно, требует от учителей больше энергии, сил, знаний, подготовки.
Учебный день начинается с зарядки.
Разумно и четко здесь построен распорядок дня. В старших классах уроки идут до двух часов. В 2 часа ученики уходят домой на обед. После обеда занятия продолжаются всего полтора часа, с 4.30 до 6 часов. С 6 часов до 8 ведется кружковая работа.
Несколько иной распорядок в младших классах. Уроки в них только до обеда, до 12 часов. После обеда до 5 часов с ребятами занимаются воспитатели. Идут уроки по пению, труду. В школе введен новый предмет- эстетика. Дети под музыку разучивают танцы.
В субботу и воскресенье в школе устраиваются вечера отдыха с играми, аттракционами. В школьном зале демонстрируются художественные и документальные фильмы.
Не прекращается в школе работа и в воскресенье. Для преподавателя физкультуры- это рабочий день. Для учеников младших классов приобретены санки, лыжи, коньки. Летом ребята играют в футбол, волейбол и другие игры.
До позднего вечера приветливо светятся окна школы. Это второй дом ребятишек.» - напишет С.Баймухаметов 13 апреля 1968 года о работе школы в областной газете «Ленинское знамя».
«Школа поставила перед собой задачу – ликвидировать второгодничество. Для этого изменили систему повторения, закреплять материал учителя будут на уроке. Выполнять задачу нам поможет продленный день и, конечно, дружный педколлектив.» - скажет в интервью корреспонденту газеты «Учитель Казахстана» Н.Скрынниковой директор нашей школы В.П.Риттер в феврале 1967 года.
Одна из первых, кто активно поддержала идею перехода на режим продленного дня - была учительница нашей школы Элла Леонтьевна Вейс, отличник просвещения Каз.ССР.
«Элла Леонтьевна Вейс лишь в нынешнем учебном году не преподает, ушла на пенсию. Однако она не может пройти мимо школы, не хватает у нее сил не заглянуть в родной коллектив. Любовь к детям осталась на всю жизнь, как у всякого истинного педагога – Элла Леонтьевна и сейчас считает себя обязанной быть в гуще жизни детей, со своим коллективом. По – прежнему она принимает непосредственное участие во всех увлекательных начинаниях и задумках. Недавно ей присвоено звание «Отличник просвещения Казахской ССР»» - напишет районная газета «За коммунизм» 21 января 1968 года.
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе Игнатенко Александра Егоровна преподавала историю. Она уделяла большое внимание развитию у учеников связной речи, самостоятельной работе с учебником. Она же вела внеклассную работу по истории и краеведению в школе.
«Каждое утро спешит сюда Александра Егоровна Игнатенко. Здесь ждут ее любимые ученики. Вот уже 13 лет ведет она их в мир знаний, открывая перед ними каждый день что – то новое, необыкновенное.
Но ждут ее не только в школе. Как друга и советчика встречают Александру Егоровну хлеборобы отделения. Ее сумка всегда заполнена вырезками из газет, сводками. Александра Егоровна – агитатор. Придя в бригаду, она не только сообщит новые сведения, расскажет о том, как идут дела в совхозе, но и приносит свежие номера газет. Она всегда в курсе всех дел и событий на отделении.» - напишет корреспондент Н.Василенко об Александре Егоровне в районной газете в 1971 году.
Черная (Игнатенко) Александра Егоровна - учитель истории. С 1978 года - председатель сельского совета совхоза "Бастомарский". В 1986 году она снова возвращается в школу в качестве учителя. Сейчас на заслуженном отдыхе. Александра Егоровна - Отличник Просвещения КазССР
Гладилова З.А (в центре)
Зинаида Александровна начинала работать учителем начальных классов, преподавателем русского языка и литературы. Отличник Просвещения КазССР. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
«Школьники, особенно начальных классов, народ живой и любознательный. От них часто можно услышать вопрос: «Почему?». Учитель обязан дать ответы на все вопросы, притом говорить ему нужно правду, так как с октябрятского возраста у детей закладываются взгляды и мировоззрение.
Задача учителя начальных классов очень ответственная. Нужно развивать у детей методику осмысливания, а не запоминания.
И все же главное в работе с первоклассниками – это любовь к детям.» - скажет Вера Ивановна Стусова в своей статье «Любовь к детям» в 1971 году в районной газете «За коммунизм».
Стусова Вера Ивановна - учитель начальных классов. Всю свою трудовую деятельность она учила самых маленьких учеников. Умелая активизация умственной деятельности, целенаправленность всех методов и звеньев урока - характерная черта её работы. В результате - прочные и глубокие знания. В 1993году она ушла на заслуженный отдых, но продолжала работать до 1996 года. Вера Ивановна - Отличник Просвещения КазССР, Отличник Просвещения СССР.
В 1963 году в школу приехала Ярмак Любовь Федоровна. Она преподавала в школе биологию и сельскохозяйственный труд. Все большое хозяйство пришкольного участка и цветников находилось в её руках, с участка собирали большой урожай овощей. Выращенные овощи заготавливали для питания школьников на зиму. В 1971 году на пришкольном участке было выращено и собрано: 18 тонн картофеля, 1638 кг капусты, 348 кг огурцов, 550 кг моркови, 634 кг помидоров, 18 кг лука, 12 кг чеснока. Вокруг школы были разбиты большие цветники
Ярмак Любовь Фёдоровна на участке с учащимися.
«В качестве положительного примера высокой целеустремленности в раскрытии профессионального применения знаний по своим предметам можно привести работу учительницы биологии Узункульской восьмилетней школы Возвышенского района Ярмак Любови Федоровны. Она постоянно побуждает учащихся обдумывать вопрос о своем профессиональном определении. На уроках биологии умело знакомит их с сельскохозяйственными профессиями. Такие беседы проводятся в процессе работы на учебно – опытном участке. При этом она ведется в течение круглого года.
Теоретическая подготовка начинается на уроках ботаники. Учащиеся разбиваются на звенья, распределяется тематика опытов. С 5 – 7 - классниками проводится 2 – 3 занятия на тему «Методика постановки опытов». Каждое звено получает необходимую литературу и рекомендацию по избранной культуре для более глубокого ознакомления с ее биологическими особенностями и агротехникой возделывания. На участке имеются различные отделы: сад, ягодник, полевой, овощной отделы, коллекционный участок, декоративный отдел, цветник и участок для начальных классов» - напишет заведующий Северо – Казахстанским облОНО В.Сакун о работе Любови Федоровны по профориентации школьников.
«С первых дней в школе дети приобщаются к труду. В начальных классах у нас труд ведет специальный учитель. Это позволяет более квалифицированно проводить уроки. Сами же учителя начальных классов на воспитательных часах учат некоторым приемам самообслуживания: уходу за цветами, обувью, одеждой, приучают к аккуратности. Общие трудовые навыки закладываются в начальных классах. Но главная задача приобщения детей к труду, лежит на учителях и воспитателях 4 – 8 классов. Ребята с нетерпением ждут времени, когда их допустят к рубанку, молотку, станкам в мастерской.» - напишет сама Любовь Федоровна в своей статье «Труд в школе» в районной газете «За коммунизм» 16 сентября 1971 года.
Большое значение руководство школы уделяло ведению факультативных занятий. В школе в течение ряда лет велись факультативные занятия по: изобразительному искусству, математике, садоводству, овощеводству. Вот что о ведении факультативных занятий скажет В.П.Риттер в 1970 году: «Когда привлекают учеников к посещению факультативного курса, учитывают не столько их осведомленность в той или иной науке, сколько интерес к ней, влечение, стремление обогатить круг представлений, навыков и знаний. Ни в коем случае, мне кажется, факультатив не должен служить узкой утилитарной цели – преодолению отставания. Признаться, ребятам и без того изрядно надоедают всякие «дополнительные».»
Во многом, благодаря молодому директору, в школе была организована разнообразная работа по повышению мастерства учителей. Работали секции общепедагогическая, классных руководителей, учителей начальных классов, математики. Каждый учитель работал над свом планом самообразования. Ежегодно проводились 1 -2 научно – практические конференции. Весь коллектив участвовал в исследовании «Организация учебного процесса в школе продленного дня в форме сдвоенных уроков".
Вот как описывает В.П.Риттер формирование системы методической работы в школе на страницах газеты «Учитель Казахстана» от 18 февраля 1968 года: «В чем же дело? Почему мы раньше не могли этого сделать? Может, молчали потому, что еще не почувствовали вкуса к творческому осмыслению своего опыта или потому, что теоретически не подготовлены к такому обобщению из – за недостаточной педагогической культуры? Пожалуй, повинна во всем этом наша бессистемность в методической работе.
В течение второго года работы вместо нескольких секций образовали две секции: общепедагогическую и воспитания. Это было сделано удачно. У каждого из нас, как выяснилось, было разное понятие о дифференцированном обучении, о методике применения технических средств на уроке, о месте и значении самостоятельной работы; у многих не было специальных знаний о гигиене умственного труда. Мы выработали по этим и другим рассматривавшимся вопросам свои общие рекомендации и требования.»
В школе велась большая общественная работа.
Работало много кружков: математический, исторический, юннатов, юных химиков, технического творчества, рукоделия, драматический, танцевальный, хоровой и многие другие. Работали три клуба: клуб будущих комсомольцев, клуб интернациональной дружины, клуб выходного дня.
Велись секции: лыжная, легкоатлетическая, волейбольная.
Усилия молодого директора – реформатора и педколлектива школы были замечены и оценены.
Из отзыва Возвышенского районного отдела народного образования о работе Узункольской восьмилетней школы №1:
« Учительский коллектив систематически работает над повышением качества уроков, многие учителя школы – Игнатенко А.Е., Стусова В.И., Ашухо Н.А., Ярмак Л.Ф., Гладилова З.А. – известны, как думающие, творчески относящиеся к делу работники. В школе работают 4 отличника народного просвещения Каз. ССР, 3 человека награждены орденами и медалями.
Школа организовывает разнообразную внеклассную работу: регулярно работают до 20 кружков, различные клубы, спортсекции.
Прочность и глубину своих знаний учащиеся этой школы подтверждают, занимая призовые места на районных предметных олимпиадах.
В школе один из лучших коллективов художественной самодеятельности, успешно выступают учащиеся и на районных спортивных соревнованиях.
Добиваться хороших успехов в учебной и воспитательной работе коллективу школы во многом помогает педагогически продуманный режим дня. Система сдвоенных 35 – минутных уроков позволяет коллективу добиваться полного усвоения программного материала на уроке, освобождая больше времени на внеурочную познавательную и воспитательную работу.»
Важные социальные последствия реформирования работы школы отметила и партийная организация совхоза Узункольский. Из отзыва партийной организации о работе школы:
« Узункольская восьмилетняя школа №1 из года в год добивается высокой успеваемости, что вызывает одобрение со стороны родителей и руководства совхоза и отделения. Особые условия работы по режиму продленного дня позволяют лучше обучать и воспитывать детей. К тому же, родители, занятые в совхозном производстве, спокойны за учебу и поведение своих детей: уроки будут выучены, и дети в свободное время под присмотром учителей. Возможно, этим можно объяснить, что за все эти годы не было ни одного случая, чтобы кто – либо из учащихся этой школы совершил хулиганский поступок, обсуждался в комиссии по делам несовершеннолетних или имел вызов в сельский совет или милицию.»
Школа принимала активное участие во всех районных смотрах художественной самодеятельности, часто занимали призовые места.